Еще в феврале ребята из 1С предоставили авторам ревью-версию своего нового проекта - “Штрафбат”. На изучение игры выделялся целый месяц, в течение которого можно осилить далеко не одно прохождение. Вообще, чтобы адекватно оценить продукт, желательно рассмотреть его со всех сторон. Не осилив сингл Mass Effect 3, автор не сможет упомянуть в тексте про концовку. Не одолев Gears of War 3, не получится сравнить дизайны игр сериала. И так далее. Но все это никоим образом не относится к поделке по мотивам “В тылу врага”. Для того, чтобы определиться с вердиктом, у меня ушло максимум двадцать минут.
Естественно, водружая на себя обязанность написать обзор “Штрафбата”, я понимал, что не получу аналог Company of Heroes - моей, пожалуй, самой любимой стратегии. Но, немного подустав от сетевых сражений CoH, я жаждал скоротать время в не настолько увлекательной, но, тем не менее, неплохой RTS по мотивам. Естественно сыграл роль и тот факт, что “Штрафбат” - он про штрафбат, то есть военных людей, совершивших преступление и отправленных на фронт уже в составе штрафной части. Такого, по крайней мере, я еще не пробовал. Можно было показать и рассказать интересную и драматическую историю, смешав сухие исторические факты с простой солдатской болтовней. В итоге из желанного микса игрок получил лишь первое - куски плохо оформленного текста и скучный набор из однообразных миссий.
Ценность внутриигровых текстов, к слову, сомнительна. Их трудно читать, слова не подкрепляются фотографиями, сбиваются в серую массу, из-за чего вся эта энциклопедия быстро утомляет. Согласитесь, что больше шансов на G.ru у того текста, что симпатичнее, верно? В общем, если хотите почерпнуть любопытную информацию о штрафниках во время Великой Отечественной, лучше посмотрите одноименный российский художественный сериал или почитайте, к примеру, Владимира Дайнеса.
Сам игровой процесс в самом начале настраивает на позитивный лад. Вот вам крохотный отряд солдатиков, вот тут дот с засевшими в нем немцами, а там - окопы, в которых тоже спрятались захватчики. Большущая командная панель заставляет глаза стратега расшириться от удивления - столько возможностей, столько путей для выполнения задания! Хочешь - разбей отряд надвое, окружи фрицев и забросай их гранатами. Хочешь - проведи отвлекающий маневр с одной стороны, а с другой устрой диверсию, подорвав дот динамитом. В общем, самый что ни на есть CoH, только бюджетный.
Отнюдь. Весь ваш лексикон матерных слов посыплется сразу, как только ваш отряд сдвинется с места. Мало того, что противники глупы, но ведь и подчиненные солдаты не позволяют держать над собой полный контроль. Прикажешь им по-тихому добраться до кустов через лес, а они давай по-своему действовать - выбегут на опушку и попадут прямиком под огонь окопавшихся немцев. А может и не попадут - местный фриц часто не замечает, что творится у него под носом, зато иногда сканирует кусты и находит в них спрятавшихся коммунистов. Законы логики на фронте “Штрафбата” отсутствуют полностью.
Сами знаете из-за чего было невозможно определить степень увлекательности предложенных авторами миссий. Пока она держится на отметке ноль. Положим, разработчики выпускают большой патч, исправляющий недостатки искусственного интеллекта, устраняющий баги с текстурами и не только. Тогда станет возможным нормально играть, “Штрафбат” станет этаким CoH в зачаточном состоянии. Внешне игрушка выглядит копией второй части "В тылу врага" - вроде симпатично, не более того. Звучит “Штафбат” как расстроенный рояль: музыку лучше сразу отключать. Звуки выстрелов, взрывов и голоса солдат же стерпеть можно.
Хотел было я воздержаться от писанины и постараться забыть эту поделку, но сурьёзный взгляд Александра Юрьевича вкупе с совестью помог родиться набору из этих букв на свет. Если ты, читатель, не изучил вышенаписанное, а сразу перескочил к итогам - ты все правильно сделал. Но изволь выполнить мою короткую инструкцию: зайди в steam, найди среди свежих релизов “Штрафбат”, вспомни про меня добрым словом и не купи эту игрушку. Молодцом будешь.